Словарь терминов

Анакреоитическая ода как образец легкой, интимной поэзии закрепилась в искусстве русского классицизма не столько благодаря тематике (наслаждение жизнью, вино и любовь), сколько метрическим характеристикам - отсутствию рифмы (см., например, у А. П. Сумарокова: "Пляскою своей", любезна, / Разжигай мое ты сердце, / Пением своим приятным / Умножай мою горячность").

Античность - древний греко-римский мир и его культура.

Баллада (от прованс. ballar.- плясать) – жанр лирической поэзии, носящий повествовательный характер. Введена А. П. Сумароковым в систему жанров русского классицизма и характеризует его национальное своеобразие . Однако популярность в русской литературе приобрела значительно позднее в первой трети 19 века в творчестве поэтов-романтиков и главным образом у В. А. Жуковского.

Барокко - вычурный и пышный стиль в искусстве XVII-XVIII вв.

Басня – это краткий рассказ, чаще всего стихотворный, в котором имеется иносказательный смысл. В поучительном басенном сюжете действующими лицами чаще всего являются звери. Введена А. П. Сумароковым в систему жанров русского классицизма и характеризует его национальное своеобразие. Им же предложены образцы данного жанра.

Бурлескная (ирои-комическая) поэма (итал. burle. - шутка) – вид комической, пародийной поэзии и драматургии. Характеризуется нарочитым несоответствием между темой произведения и ее языковым воплощением. Возвышенная тема в бурлескных произведениях излагается в юмористической форме, просторечным слогом. Введена А. П. Сумароковым в систему жанров русского классицизма и характеризует его национальное своеобразие. Первые образцы бурлеска в русской литературе предложены учеником Сумарокова В. И. Майковым, в значительно смягченной форме – в поэме И. Ф. Богдановича «Душенька». В жанре бурлеска создавал свои пародии и И. С. Барков.

Идиллия (греч. eidyllion – маленький образ, небольшое поэтическое произведение ) – одна из основных форм буколической ( пастушеской) поэзии. В литературе классицизма – небольшое произведение, рисующее вечно прекрасную природу, иногда в контрасте с мятущимся и порочным человеком, мирную добродетельную жизнь на лоне природы. Близка к эклоге( бытовой сценке ), но в отличие о нее характеризуется большим вниманием к изображению чувств, внутреннего состояния героя или автора.

Комедия (греч. comodia , от comos – веселая толпа и oide – песня)- один из основных видов драмы, в котором коллизия, действия и характеры трактованы в формах смешного или проникнуты комическим. Первые оригинальные комедии в русской литературе принадлежат Д. И. Фонвизину («Бригадир», «Недоросль»).

Мадригал (итал. madrigale – песня на родном языке ) – в классицистической поэзии небольшое по объему стихотворение хвалебного содержания.

Ода (греч. oide – песня) – торжественное, патетическое стихотворное произведение. В искусстве русского классицизма приобретает лирический характер, центр тяжести переносится с изображения событий на изображение чувств лирического героя. Создателем русской торжественной оды является М. В. Ломоносов. Популярными были и так называемые "философские оды" ( к ним, в частности можно отнести и переводы оды Горация "К Мельпомане": "Я памятник воздвиг...").

Песня – музыкально – поэтический вид искусства. Введена А. П. Сумароковым в систему жанров русского классицизма и характеризует его национальное своеобразие. Сумароковым были созданы и первые ее образцы. Пользовались огромной популярностью в разных слоях населения; жанр, выражающий индивидуальные чувства.

Рационализм - философское направление, отрывающее мышление от чувственного опыта и считающее единственным источником познания разум.

Рондо (от франц. rond – круглый) – наименование нескольких «твердых форм» строфической организации стиха, сложившихся в средневековой французской поэзии и широко распространившихся позже. Канонизировано рондо из тринадцати стихов на две рифмы, в нем начальные слова первого стиха затем дважды повторяются в качестве рефрена после восьмого и тринадцатого стихов, как правило, не рифмуясь. Параллельно развивались и другие разновидности рондо.

Сатира (от лат. satura – смесь, так определялся стихотворный жанр античности, в котором в виде пародий, памфлетов и т.д. разрабатывалась самая разнообразная тематика). Содержала насмешку над теми или иными отрицательными явлениями, гневно осмеивала их. Родоначальником русской стихотворной сатиры по праву считается А.Д. Кантемир. Замечательные образцы жанра имеются в творческом наследии А. П. Сумарокова и Д. И. Фонвизина.

Сонет (от итал. sonare – звучать ) – стихотворение из четырнадцати строк, рифмуемых по схеме абба – абба – ввг – дгд ( есть различные варианты ).

Трагедия (от греч. tragos – козел, oide – песня) – один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Заслуга создания жанра высокой трагедии в русской литературе принадлежит А. П. Сумарокову. Начиная с трагедии «Синав и Трувор», она приобретает ярко выраженный национальный характер.

Эклога (лат. ecloga, от греч. ekioge — отбор, выбор), разновидность идиллии: жанровая сценка (преимущественно любовная) из условной пастушеской жизни, в повествовательной или драматической форме.

Элегия (этимология спорна: может быть от фригийского elegn – «тростник, тростниковая флейта», греч. ejegeion – двустишие, состоящее из гекзаметра и пентаметра, eiegia – произведение, написанное такими двустишиями) – одна из жанровых форм лирики. В литературе классицизма теряет четкость формы, но приобретает определенность содержания, становится выражением преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби.

Эпиграмма (от греч. epigramma – надпись) – один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Эпистола (от греч. epistol – послание, письмо) – жанр литературы, послание в форме письма